SONY DSC

Роберт Яйлян, депутат Парламента
11 апреля друг за другом вышли три статьи, где Генеральный прокурор Абхазии Алексей Ломия дал свои комментарии. В первой речь идет о противоправных действиях при сборе подписей за проведение референдума. Во второй – о деле по Южной строительной компании. А в третьей – об уголовном деле по деятельности «Черноморэнерго», где в заключение он сказал: «Наше государство находится в стадии становления. И если мы не научимся привлекать людей к ответственности за такие преступления, то это войдет в привычку». Это натолкнуло меня на некоторые мысли, которыми я хотел бы поделиться. В частности, возник вопрос – «А это до сих пор не вошло в привычку?».
В прошлом году имел возможность пообщаться с одним отдыхающим из России, который в рамках диалога произнес такую фразу: «Ох, эта эгоцентричная Абхазия!». Он говорил об этом с восхищением, после чего пояснил свою мысль. Туристы едут сюда не только посмотреть на нашу природу, посетить святые места и приобщиться к национальной кухне и культуре. Их манит сюда не только наше известное во всем мире кавказское гостеприимство, но и в целом колорит Абхазии, который был бы, как он сказал, не таким насыщенным без нас. Его внимание привлекли люди – дерзкие, сильные, уверенные в себе, сконцентрированные исключительно на своих частных целях и потребностях.
Но мы не туристы, которые приехали сюда на короткое время, чтобы получить от жизни все. У нашего эгоцентризма есть и обратная сторона медали. Мы уже давно живем в напряжении, которое со временем не спадает. Иногда складывается ощущение, что мы уже не представляем жизнь по-другому. Статистические данные о криминогенной обстановке в стране, озвученные Алексеем Ломия и опубликованные на сайте «Sputnik Абхазия» (http://sputnik-abkhazia.ru/analytics/20151104/1016193434.html), говорят о многом.
Кто-то говорит, что преступность рождается из бедности. Но я так не считаю, она рождается из-за неравенства между богатыми и бедными. Эгоцентричные молодые люди чувствуют несправедливость по отношению к себе, видят вокруг себя правовой нигилизм, примером которого являются старшие, в том числе некоторые политики, и стремятся всеми возможными способами оторвать свою часть от общего пирога.
Несправедливо будет говорить и только про молодое поколение. Криминал пропитал все сферы жизни и все возрастные категории. По мере того, как наши лидеры служат достижению консенсуса и поддержанию баланса в обществе, другие стремятся взять контроль в свои руки и удовлетворять свои потребности за счет слабых, не имеющих «спины» или «крыши». А общество, тем временем, все сильнее делится на имущих и неимущих.
Запугивание и физическая сила – основные инструменты, которые используются для достижения целей, как в обществе, так и в политике. Самоуверенность, претензии к власти, грабежи и убийства становятся нормой жизни, так как нет ни сожаления, ни чувства вины, ни беспокойства за других. Я согласен, что Республика Абхазия находится в стадии становления. А часть общества словно в состоянии гормональной неразберихи пубертатного возраста. Одни это перерастают, а другие нет. И это волнует меня больше всего – сможем ли мы вырастить цивилизованное поколение?
Пришло время честно смотреть на вещи и начать говорить о проблемах открыто и громко.
Россия предлагает нам различные возможности, чтобы выйти из этого периода «становления». Но мы склонны искать причину своих бед вне себя самих: «это заговор, направленный на то, чтобы подавить и подчинить нас». Время и обстоятельства воспитали это в нас. Но обстоятельства меняются, а мы нет. Но стоит только нам попасть под горячую руку преступников, так мы все сразу хотим порядка в правоохранительных органах. Мы не раз сталкивались с их бессилием. В договоре с Россией есть положение о создание ИКЦ (Информационно-координационный центр МВД). Этот совместный орган нам просто необходим. Надо констатировать, что с преступностью нам сложно бороться, а в некоторых случаях наша милиция даже бессильна и это не связано с профессиональными навыками нашей милиции. Создавая этот центр, мы получаем возможность качественно обучать личный состав нашей милиции, использовать последние разработки криминалистики, получаем доступ к современным информационным базам, это позволит нам выйти на качественно новый уровень борьбы с организованной преступностью, коррупцией и подумать о завтрашнем дне.
При этом криминализация общества и отсутствие грамотной отстройки правоохранительной деятельности – это лишь верхушка айсберга. Чтобы правильно управлять ситуацией, для начала необходимо взглянуть на нее более широко.
Любые изменения в общественно-политической жизни всегда порождают проблемы, а их решения порождают новые – этот непрерывный цикл определяет сущность любой государственной системы. Важно не только выбрать правильное решение и правильно его реализовать, но и предвидеть будущие изменения. Это позволяет подготовиться к тому, чтобы быстрее и эффективнее реагировать на новые события. Когда мы говорим о решении стоящих сегодня перед нами задач, мы одновременно должны думать о будущем Республики Абхазия. А это невозможно без комплексного подхода. Действуя с уважением, но в то же время с абсолютным непререкаемым авторитетом, мы должны не только наказывать за совершенное преступление, но и:
— вести профилактику преступной деятельности;
-осуществлять перевоспитание криминальной молодежи путем продолжения развития спорта во всех городах страны – для выплескивания негативной энергии; путем приведения в порядок замусоренных и заброшенных территорий, чтобы сделать их безопасными;
— показывать, что кроме преступного обогащения есть еще и альтернативные выгоды, а для этого развивать сферу образования и создавать новые рабочие места;
-расширять свои криминалистические навыки и ресурсы;
-расширять техническое оснащение правоохранительных органов;
-воспитывать гражданское самосознание;
-обеспечивать принцип равенства, партнерства, социальной защиты, гарантировать права и свободы;
-расширять партнерские отношения в области борьбы с терроризмом и трудноуловимой международной организованной преступностью и т.д.
И если бы мы сумели вновь открыть для себя забытые моральные устои, научились деловым навыкам, доверию друг к другу и к тем, кто нас опекает, возможно, ситуация бы изменилась, люди бы начали чувствовать себя в безопасности, а молодежь перестала бы проявлять нездоровые формы поведения.
Но у нас нет возможности справляться со всеми стоящими задачами самостоятельно. У нас для этого просто нет ни опыта, ни организационных, ни финансовых возможностей. Поэтому создание совместного координационного Центра органов внутренних дел – это единственный здравый и логичный выход для нас из сложившейся ситуации. Вопрос о наделении Центра полномочиями должен быть проработан юристами МВД Республики Абхазия. На мой взгляд, необходимо несколько расширить функции Центра, придав ему право оказания консультативной помощи при ведении оперативно-розыскной деятельности. И решения эти принимать нужно уже сегодня, пока ситуация с растущей преступностью окончательно не переросла точку невозврата.