тепЗачем сельхозпредприятие из Очамчырского района завозит ящиками голландских шмелей, какие еще новаторские технологии применяет при выращивании овощей, разбирался корреспондент Sputnik Владимир Бегунов.

Островок будущего

По дороге из Сухума в Очамчыру, недалеко от поворота на село Атарa Армянская, с трассы видны теплицы. Сюда постоянно подъезжают машины — фирма “Фруктис” торгует оптом и в розницу свежими овощами, которые здесь же и выращивает.

Мы идем по территории с юристом предприятия Геннадием Берулава.

«У нас есть место на сухумском рынке, и 30% продукции мы продаем в Абхазии, 70%  вывозим в Россию, отправляем в Сочи, Краснодар, Новороссийск, Сургут, Москву, Санкт-Петербург, Саратов, Пермь, другие города», — рассказал он.

Предприятие создано в 2010 году. Стоимость проекта – три миллиона двести тысяч долларов. Срок окупаемости – пять лет. Обошлись без кредитов, все вложения – личные средства владельца предприятия Джемала Званба. Сейчас у фирмы две теплицы по 2 гектара и 45 гектаров поля. В открытом грунте выращивают капусту, арбузы, тыквы, зелень, в теплицах – помидоры и огурцы. В ближайших планах постройка еще одной теплицы на три гектара, рассказывает Геннадий Берулава.

Предприятие использует множество ноу-хау и выглядит островком будущего среди множества хозяйств, привыкших работать по старинке.

Во время нашего посещения в теплице раздается внезапный шум сверху.

«Это открылись люки, здесь всегда поддерживается температура 22-24˚С. Если становится сильно жарко, то автоматически приоткрываются люки в потолке и впускают свежий воздух. Как только температура опускается до положенного уровня, они закрываются», — пояснил Геннадий Берулава, обратив внимание на наше беспокойство.

Термальные воды и голландские шмели

Обогрев теплиц производится из термоскважины глубиной более трех километров. Вообще же, отапливание предприятия горячим источником – случай крайне редкий. Видимо, такие простые решения просто не приходят в голову предпринимателям. Из скважины насос подает воду температурой 110 градусов в систему отопления. Скважину предприятие взяло в аренду на десять лет. Она советских времен. Несколько десятилетий назад здесь был совхоз, выращивавший табак. Он тоже использовал эту скважину для своих целей.

ТЕПЛИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО — ФРУКТИС
Когда заходишь, сразу замечаешь расставленные в теплице коробки, из которых вылетают шмели и кружатся над зарослями томатов.

«Вот, смотрите, эти картонные коробки и есть ульи. Мы их покупаем в Голландии. Один улей обходится в пять-шесть тысяч рублей, в зависимости от курса евро. В каждом из них семья по 40-60 особей. К сожалению, живут они только полтора месяца и не размножаются. Каждые 50 дней приходится покупать новые. Каждый из искусственно-выведенных шмелей опыляет по 40 цветков в день. Мы пробовали использовать местных пчел, но пчела опыляет лишь три цветка в день. Пытались еще закупать шмелей в России, есть несколько русских фирм, которые ими занимаются. Но заказов у этих фирм много и в срок они нам ульи поставлять не могут», — рассказал Берулава.

Восемь оттенков красного

Предприятие выращивает сорт помидоров “Лидер-ветка”, который отличается насыщенным вкусом и запахом. По словам Геннадия Берулава, они не используют удобрения, только витамины. Продукция получается экологически чистой и превосходит привозные овощи по всем параметрам. Отличить их помидоры можно по цвету. Местные томаты более блеклые. У производителей есть своя шкала “восьми оттенков красного”. Красивые, но безвкусные турецкие помидоры тянут на “8+”, а ароматным местным достаточно и “6+”. Но главное, конечно, запах. Достаточно растереть листик пальцами и вокруг появится аромат свежих помидоров.

ТЕПЛИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО — ФРУКТИС
Этот сорт томатов, будучи посаженным в грунт, такой урожайности не дает, стебель вырастает только до полутора метров. В теплице же вытягивается, как лиана, на пятнадцать метров. Урожайность – 30 килограммов на квадратный метр. Раз в два-три дня собирается двадцатитонная фура. В год же выходит 1200 тонн помидоров.

Работают здесь около сорока человек. Половина – местные жители, половина – репатрианты из Сирии. Зарплаты выше средних по республике – 20 тысяч рублей в месяц.

Освещение в кредит

Урожай собирают девять месяцев в году. Работа кипит каждый день. Кроме сбора и упаковки зрелых овощей, нужно постоянно срезать жухлые листы, убирать одиночные плоды, чтобы формировалась ветка с четырьмя-пятью помидорами. С июля по сентябрь выбрасывают старые растения и завозят новую рассаду, кокосовую стружку из Шри-Ланки, которая служит грунтом. Рассаду сейчас закупают в Турции.

«Пока неизвестно, что будет в связи с санкциями, – рассказывает Геннадий Берулава. – Мы были на приеме у президента Абхазии, но ясности пока нет. Планируем построить теплицу на гектар для собственной рассады, чтобы не возить ее из-за рубежа».

Кроме того предприятие выращивает огурцы сорта “Эстафета”. Огуречную рассаду приходится менять два раза в год, соответственно, количество месяцев сбора урожая уменьшается. В среднем, по словам сотрудников предприятия, выходит 700 тонн в год

«Мы хотим взять кредит на искусственное освещение. Стоит оно 50 миллионов рублей, но, если мы увеличим световой день на  3-4 часа, это даст еще 30% урожайности сверху», — рассказал юрист фирмы Геннадий Берулава.

Килограмм помидоров в фирме сейчас можно купить за 160 рублей. Формирование цен на свою продукцию предприятие, подобно бирже, проводит исходя из стоимости валют и цен на овощи в России и в Абхазии.

Как говорят сотрудники, конкурентов у них нет. Есть еще подобное производство в селе Кындыг, но оно только запустилось. Урожай начали снимать три месяца назад. Еще есть теплицы в Пицунде, но там обогрев теплиц электрический, и это сказывается на цене – овощи выходят дороже в производстве.