Свой взгляд на историю Черноморского побережья Абхазии предлагает колумнист Sputnik Дмитрий Габелия, который обнаружил «неизвестные» страницы знаменитого «Сатирикона».
В начале ХХ века в России огромной популярностью пользовался юмористический журнал «Сатирикон», который публиковал настоящих мастеров юмористического жанра, предлагая читателю свой нестандартный взгляд на исторические события.
Этот альманах был встречен читающей публикой весьма восторженно
Однако не все тогда догадывались, что, описывая глобальные события истории, «сатириконовцы» не преминули подвергнуть их «авторской» обработке. Понятно, что для «всеобщей мировой истории» эти эпизоды были несколько мелковаты и не могли войти в окончательную редакцию известного издания, но они, тем не менее, сохранились в музейных архивах. И вот, по непроверенным источникам, кто-то из «сатириконцев» в 1900-х годах бывал на нашем курорте и, конечно, он не мог не заинтересоваться его историей, бросив при этом на нее свой ироничный взгляд. Слегка адаптировав текст столетней давности для современного читателя и кое-где подкорректировав под реалии сегодняшнего дня, мы решили предложить его вашему вниманию.
История этого черноморского курорта, как и многих других порядочных курортов, прослеживается с древних времен.
А началась она с того, что примерно семь тысяч лет назад на берегах голубой бухты в зарослях держидерева, самшита и реликтовой пицундской сосны завелся человек.
Сравнительно быстро, спустя каких-нибудь две тысячи лет, человек окреп, возмужал и стал понемногу выбираться на открытое пространство. Не встретив других естественных врагов, которые могли бы его в свою очередь съесть или загнать обратно в заросли, человек вздохнул полной грудью морской воздух, окинул торжествующим взглядом открывшиеся перед ним великолепные пляжи и, почувствовав себя здесь полным хозяином, сразу же все это великолепие… замусорил.
По сей день археологи при раскопках натыкаются на брошенные тут и там древним человеком глиняные черепки, каменные мотыги, обглоданные кости животных, наконечники стрел, копий и другой ширпотреб. Дурная привычка не убирать за собой у человека, к сожалению, не исчезла. Так, к примеру, древние римляне сильно намусорили битой посудой, оружием и брошенными, видимо, на счастье монетами. Много всякого хлама оставили после себя турецкие завоеватели. Похозяйничали они здесь, а прибираться кто будет? Известно кто – археологи! А вот интересно, как через тысячи лет будущие историки будут восстанавливать облик современного человека по брошенной в кустах банке пепси-колы?
Граждане, помните! Оставленный вами мусор — это открытая книга для потенциальных археологов, так оставляйте для них что-нибудь действительно приличное, за что вашим потомкам не будет стыдно. Как, допустим, египтянам не стыдно сейчас за доставшиеся им от предков, возведенные где попало пирамиды.
Но вернемся к нашему, обосновавшемуся на берегах черноморского курорта, древнему человеку. Помимо плясок у костра и охоты, древний человек умел строить дольмены. В принципе, соорудить простой однокомнатный дольмен без удобств достаточно просто. Берете четыре камня, ставите их ромбиком, чтобы получилось замкнутое пространство, и сверху прихлопываете это дело пятым камнем. Главное, потом не забыть просверлить дырочку для входа. Найденные внутри некоторых дольменов кости древних строителей позволяют предположить, что сделать нормальный вход и выпустить не успевших выскочить наружу соплеменников древние люди иногда забывали.
Тем не менее, это было очень распространенное сооружение, не требовавшее больших затрат. Так разрешение на строительство индивидуального дольмена не требовало столь длительной беготни по пещерам начальников.
Стукнет вождь каменным топором куда надо, и все, иди – стройся. Если, конечно, остался жив. Так что любой первобытный человек, пользуясь выше приведенными рекомендациями и услугами бригад диких гастарбайтеров, мог понаставить таких дольменов сколько угодно.
До сих пор нет единого мнения – а для чего, собственно, строились эти дольмены? Отсутствие этого самого «единого мнения» позволяет и нам выдвинуть свою оригинальную версию.
Итак, при детальном ознакомлении с туристическими путеводителями и рекламными проспектами мы пришли к выводу, что дольмен — это древнейшее рекламное сооружение, возведенное для привлечения широких масс туристов в наши дни. Несогласные с нашей версией могут ее, конечно, оспорить. Но как нам кажется, доля истины в ней имеется.
Древние племена, проживавшие на берегу нашей голубой бухты были дикими и необразованными, и так бы им и оставаться дикими и необразованными, если бы не древние греки.
Как писали «сатириконовцы» в начале ХХ века «греки проживали в Греции, говорили на мертвом древнегреческом языке и именно поэтому их называли древними греками. Любимым занятием у древних греков было сочинение мифов о богах и героях».
Помимо этого основного занятия, греки вели торговлю и много путешествовали. Они неоднократно совершали чартерные шоп-туры по живописным местам черноморского побережья, выгодно торгуя с местным населением. Но потом грекам надоело мотаться туда и обратно, и они разумно решили открыть свое торговое представительство прямо на месте.
Необходимо заметить, что черноморское побережье издревле привлекало к себе внимание туристов и отдыхающих. В древние времена туризм был еще не развит достаточно высоко, а потому требовал необычайно больших затрат. Туристические путевки были по карману разве только царям и полководцам.
Обычно они отправлялись в длительные туристические круизы, беря с собой целые армии, дабы не терпеть в дороге неудобств. Предлагаемые развлечения были достаточно однообразны – осады городов, штурмы крепостей и различные битвы. При этом среди царей и полководцев распространенной традицией было присоединение понравившегося места отдыха к своей территории, если, конечно, местное население не очень возражало.
К примеру, грекам во главе с их царем неким Александром Филипповичем Македонским, большим ценителем и любителем Востока, очень понравилось путешествовать по Персии. При этом он, то есть царь А.Ф. Македонский, благоразумно присоединял ее по частям к своей территории, чтобы чувствовать себя в Персии как дома.
Однако, совершая длительные круизы по восточным странам, греки как-то забыли хоть иногда появляться в своей собственной стране. Чем не преминули воспользоваться древние римляне, которые в связи с временным отсутствием в Древней Греции древних греков однажды без спросу нагрянули к ним в гости. Так что пока греки отдыхали на персидских коврах и любовались прекрасными персидскими женщинами (что входило, кстати, в оплату с боем завоеванных ими путевок), на их собственных пляжах в теплых волнах Адриатического моря в Греции плескались римские полководцы со своими легионами. И тоже довольно комфортно отдыхали за чужой, можно сказать, счет.
Правда, увлекшись этим беззаботным времяпровождением в тени оливковых рощ в Греции, римляне как-то опрометчиво сдали Рим варвара
Варвары были тогда молодым неразумным народом, и римляне подумали: «Ну, пусть молодежь посмотрит на настоящую цивилизацию, поучиться чему-нибудь, да за одно и посмотрит за Римом, пока нас нет». И они жестоко ошиблись. Ни в коем случае нельзя молодежь надолго оставлять без присмотра. Без римлян варвары в Риме устроили такую «акунаматату», что порядок после них в городе пришлось наводить несколько сотен лет. А некоторых ценностей вообще не досчитались. Кто их взял — варвары не признаются до сих пор.
Ну, а для всех этих бесконечных туристических круизов и беспорядочных перемещений древних армий и племен ученые позднее придумали очень емкое название – «Великое переселение народов», чтобы очевидно скрыть убогость туристического сервиса того времени.
Возвращаясь же к нашему черноморскому побережью, повествование о котором мы и ведем на этих страницах, добавим, что на берегах нашего курорта описанными способами следом за греками побывали, как водится, древние римляне, после них здесь побывали с набегом гунны, которые в свою очередь проболтались о райском уголке византийцам, монголо-татарам и генуэзцам. А позже это чудо-побережье приглянулось турецким завоевателям, и они, недолго думая, забрали его себе. Турки были поражены местной красотой, обилием фруктов, шашлыками, вином и девушками. На последних они смотрели во все свои турецкие глаза, раскрыв от удивления рты.
В те времена в Турции модно было содержать большие «шестисотые» гаремы. И в нашу бухту зачастили корабли турецких брачных агентств, переполненные турецкими женихами, желающими украсить свой гарем черноглазой девушкой-горянкой, чтобы потом хвастать перед гостями: «А поглядите, что у меня есть!»
Торг согласно существовавшим тогда обычаям проходил быстро. Жених, спустившись по трапу, произносил в качестве пароля слова «ачма имеется». Что можно было истолковать примерно так: «Я богатый купец, прибыл к вам издалека, ваш товар мне очень нравится. Ну-ка, ведите ко мне самую красивую девушку, а то я приехал сюда не один, а с товарищами, и все они до зубов вооружены. И поворачивайтесь быстрей, а то нам некогда».
Понятно, что селяне, услышав это слово, за которым был скрыт столь глубокий смысл, тут же выводили своих коров, коз, разную птицу и еще много чего, что могло считаться, по их мнению, красивым товаром. Но сами турки почему-то предпочитали по большей части девушек, которые с перепугу бледнели и бегали, прячась в горах.
Со временем обнаглевшие турки помимо невольниц стали вывозить все, что им попадало под руку – лес, животных, стройматериалы, топливо, энергоносители и много чего другого для хозяйства полезного. Расплодившись, ни стали притеснять местные горские племена, всячески нарушая их конституционные права, и в том числе главное право – самим продавать то, что турки вывозили даром. Из-за этого стали часто возникать скандалы, переходившие порой в массовые потасовки.
Мировая общественность и средства массовой информации того времени смотрели на эти турецкие шалости сквозь пальцы, мол «милые бранятся, только тешатся». Благодаря чему такое безобразие длилось без малого триста лет.
Первым лопнуло терпение у русских. Они проживали рядом, и им надоело слушать постоянно доносившиеся ругань и вопли с черноморского побережья. И вот однажды русские не выдержали, пришли и хорошенько поколотили турок, чтобы они вели себя потише и не досаждали соседям. Но турки обиделись и побежали жаловаться на русских французам и англичанам, которые тогда заправляли всем мировым порядком. Однако те не захотели влезать из-за каких-то турок в общую драку, наглухо закрыли все окна и двери и прикинулись, будто их вообще нет дома. И туркам ничего не оставалось, как съезжать с занимаемой территории.
После того как дело повернулось таким образом, на освободившуюся жилплощадь стали претендовать англичане, известные любители совать свой нос в чужие дела. Они говорили, что они де дальние родственники уехавших отсюда турок, и даже показывали справки из домоуправления за подписью межпарламентской ассамблеи. Но англичанам никто не поверил, потому что носы у них оказались вно не турецкие, а все справки липовыми.
Так что им даже одной сотки квадратных метров не досталось. В общем, в результате всех разбирательств побережье осталось за коренными жителями, а чтобы его без спроса уже никто не мог занять, они понаставили везде пушек и возвели крепости.
С годами все стабилизировалось, и наступил долгожданный мир. Из года в год, из века в век побережье росло, крепчало. Стали возводить города, строить бальнеолечебницы, а по лазурным берегам стройными рядами туристические базы. В разные времена наш курорт посещали довольно известные люди.
На этом, к сожалению, найденные нами страницы журнала «Сатирикон», посвященные черноморскому побережью, обрываются. Впрочем, что касается современной истории черноморского побережья, то она нам хорошо известна – в ней также есть немало славных страниц. И они достаточно хорошо и полно изложены в трудах иных, более серьезных и ученых авторов, к которым мы и отсылаем наших читателей. И коль они не пожалели своего времени и прочитали об истории черноморского побережья, может быть, и немного напутано в нашем «несерьезном» изложении, то они наверняка пожелают узнать, как же все было на самом деле. А мы этому будем только рады.