О сводах Апсуара, о его значении в абхазском обществе и о том, как сохранить Апсуара для потомков, рассуждают ученые Абхазии.
На протяжении многих веков до настоящего момента абхазы придерживаются неписаного кодекса Апсуара. Он включает в себя разнообразие моральных и духовных элементов повседневной жизни абхазов, от поведения до мировоззрения.
Из источников истории и литературы Абхазии видно, что этот кодекс абхазы никогда не ставили под сомнение, следуя каждому правилу и соблюдая традиции, абхазы стремились быть олицетворением лучших качеств человека, таких как честь и совесть, благородство и галантность, мужество и человеколюбие, гостеприимство и уважение к старшим, скромность и терпение.
«Мы живем среди народа с красивыми древними обычаями, с большой красивой внутренней душевной культурой. Мне чрезвычайно грустно, когда я думаю о том, что может исчезнуть все то, что так дорого ценишь в абхазах, вообще в горцах наших. Я представляю себе их – стройных, ловких, очень вежливых, с большим достоинством, молчаливых, умеренных во всем, стойких и твердых. В этом вся наша культура», — так писал абхазский художник родом из владетельных князей Абхазии Александр Чачба-Шервашидзе.
Абхазский этикет. Закон «взаимовставания»
Есть нормы поведения Апсуара, которым и в современном мире продолжают следовать в Абхазии. Часто представителей других народов удивляет то, что абхазы встают каждый раз, когда кто-то заходит, и неважно, где они при этом находятся.
«Есть правила поведения в Апсуара, которые не все могут понять. Наши вставания или нашу чрезвычайную стеснительность, могут воспринять как какую-то забитость, необразованность», — считает ученый этнограф Валерий Бигвава.
Вставанием абхазы показывают свое уважение и воспитание, добавил он. Этот жест поведения в Абхазии называют «аихацгылара», или, как перевел Валерий Бигвава, закон «взаимовставания».
«Всякий уважающий себя человек считает обязанным привстать, даже при появлении неприятного ему лица, недруга. Встают все, всегда и везде. Не только в честь старшего, но и других людей, не только гостя, но и соседей, не только у себя дома, но и у чужих, на работе, в лесу, не только на земле, но и находясь в воздушном лайнере. Причем всякий человек, появление которого почтили вставанием, просит остальных не утруждать себя, сесть на свои места», – писал профессор Шалва Инал-ипа.
«Даже физически выжив, мы окажемся побежденными»
«Апсуара невозможно создать в России или в какой-нибудь другой стране, даже если элементы Апсуара в тебе есть. Настоящим носителем самобытной культуры абхазов ты можешь быть только здесь, у себя на родине», — считает Валерий Бигвава.
В современном обществе все сложнее становится сохранять традиции Апсуара среди молодежи. Причины могут быть в самих родителях, как говорится, что вложили, то и есть, или сами дети под влиянием телефонов, телевизоров и интернета делают выбор не в пользу традиций.
«В том, что Апсуара идет на убыль, виновато старшее поколение, вины младших в этом нет. Меня или моего отца никто не учил по учебникам, а учили своим поведением, тем, как они Апсуара выражают. Апсуара — прежде всего это язык. Без знания языка понимать и изучать его нет смысла. Еще Гумбольдт говорил, что поведение человека находится в зависимости от языка, на котором он думает. А если мы растеряем наше «абхазство», мы перестанем быть абхазами как этническая индивидуальность, мы лишимся главной опоры в «апсуара», своих морально-этических устоев», — уверен Валерий Бигвава.
В школах, по мнению этнографа, нужно внедрять один из главных элементов Апсуара, это поведение истинного абхаза, создать пособие, где выражаются и объясняются все правила абхазского этикета.
«Апсуара заложено в психологии человека. Это то, что мы берем от своих родителей. Старшие должны показывать пример сдержанности и быть образцом для младших, выступать в роли главных носителей культуры. Отказываться от многих вещей, чтобы в том же виде передать то, что для нас хранили веками наши предки», — считает декан филологического факультета Арда Ашуба.
В настоящее время молодежь Абхазии солидарна со старшим поколением. Они также считают необходимым создавать пропаганду Апсуара учебниками, пособиями, разными программами, потому что время беспощадно, рано или поздно оно может поглотить его.
«Для меня Апсуара — это морально-этический стержень народа, его совесть, его честь, отношение к стране, к семье, уважение и почетное отношение к старшим в первую очередь. Молодежь руководствуется обычным классическим воспитанием. Я считаю необходимым пропаганду Апсуара. Жаль, что за послевоенное время было много утеряно от Апсуара, но все можно наверстать выпуском подобных книг», — признался молодой сотрудник компании мобильной связи Темур Гургулия.
Все знают нормы поведения Апсуара, но не все им следуют, считает юрист Илона Черкезия.
«Часто я наблюдаю проявление невоспитанности среди своих сверстников, которые ведут себя не по-абхазски, позволяя себе лишнее в разговоре со старшими или слишком демонстрируют свои привязанности, что считается недопустимым по абхазским мерка. Но в разговорах могут громогласно утверждать, что не соблюдать апсуара — это преступление», — поделилась своими наблюдениями Илона Черкезия.
Говорить, что апсуара исчезло, неверно, но, не предпринимая каких-то мер, в будущем мы можем его на самом деле лишиться, добавила она.
Президент Академии Наук Абхазии Зураб Джапуа считает, что, создавая учебное пособие по Апсуара, необходимо ориентироваться на молодежь.
«Я не за то, чтобы создать тяжелую и нечитабельную книгу. Должно быть учебное пособие, дополненное видео- и аудиоприложениями, нам нужно идти вперед и показать читателю, что Апсуара — это не что-то забытое, а что-то современное и нужное. Мне кажется, такую книгу можно написать уже сегодня, тем более материалов на эту тему очень много, и специалистов достаточно, чтобы это все реализовать. Но делать это нужно сейчас, потом может быть поздно», — сказал Зураб Джапуа.
Для развития Апсуара, считает филолог Арда Ашуба, необходимо создавать специальные программы в зависимости от интересов целевой аудитории.
«Можно было бы снимать художественные или документальные фильмы для школьников и студентов, где четко обозначалась бы вся суть и весь смысл Апсуара. В наше время можно сделать очень многое, чтобы вызвать еще больший интерес у молодежи. Необходимо к этому подходить очень тонко, чтобы обратного процесса не было», — уверен Ашуба.
Для решения этой проблемы есть все необходимые ресурсы. Есть научные материалы, есть ученые, этнографы, есть все условия для того, чтобы ценнейшее достижение Абхазии не кануло в лету.