В АРСМИРА (Ассоциация работников средств массовой информации Абхазии) прошла встреча общественности с депутатом и председателем партии «Единая Абхазия» Сергеем Шамба. Политику было задано 26 вопросов, касающихся актуальных тем. Мы выбрали самые интересные, на наш взгляд.

шамба
— Как вы оцениваете складывающуюся общественно-политическую ситуацию в стране?

— Я её оцениваю как напряжённую. К сожалению, за многие годы после первых выборов, которые состоялись после кончины Владислава Ардзинба ни одному из лидеров не удалось сплотить наше общество. Хотя, надо сказать, что в этом направлении некоторые определённые шаги сделал Сергей Васильевич Багапш. Но всё-таки общественный раскол до сих пор присутствует в нашем обществе. Я надеялся, что новое руководство сможет это сделать, но я этого не вижу. Хотя в процессе предвыборной компании мы говорили об этом с Раулем Хаджимба, и вроде было понимание, как нужно действовать, чтобы объединить общество. Ситуация только усугубляется, и всякие предстоящие события могут ещё больше её обострить.

 

— Как объединить общество?

— Я предлагал привлечь к управлению страной разные политические силы, чтобы все чувствовали, что они нужны обществу, государству и могут внести в это свой личный вклад. Когда мы кого-то отталкиваем, получается недовольство. В нашем маленьком абхазском обществе всегда превалировал коллективизм, и, когда мы начинаем делиться на своих и чужих, тут же возникают проблемы. Когда общество делится по политическим взглядам, нужно его объединять и делать правительство народного единства. Я об этом давно говорил. За этим могли последовать те шаги, о которых говорилось в предвыборной компании – обещания конституционных реформ, которых, к сожалению, мы тоже пока не видим.
— Раньше партия «Единая Абхазия» поддерживала правительство. Сегодня как с этим обстоят дела?

— «Единая Абхазия» была создана как проправительственная партия и, нужно сказать, что на протяжении многих лет она проводила довольно успешную политику, и практически на всех выборах одерживала победу. Потом в партии случился кратковременный кризисный период и произошло то, что происходит со всеми партиями власти. После того, как власть поменялась, у партии возникла проблема – пошёл отток чиновников. Но это хороший фильтр. Видно, кто остаётся надёжным соратником, а кто был временщиком. Мы создавали партию и создали, кстати говоря, союз партий (имеется ввиду Совет национального единства, куда входят «Единая Абхазия», «Эра», «Коммунистическая партия», «НПА» и организации — Абхазский союз ветеранов Афганистана и Фонд международного делового сотрудничества). Мы заявили, что не являемся провластной или оппозиционной партией. Мы будем отстаивать те интересы общества, которые мы считаем необходимыми. Если власть будет делать правильные шаги, мы будем их поддерживать, там, где власть будет совершать ошибки, мы будем их критиковать. В Абхазии есть проправительственные силы, есть оппозиционные силы, мы фактически заняли свободное поле.

 

— Способствует ли принятый закон об НДС росту нашей экономики?

— Налог на добавленную стоимость должен быть. Другое дело, как показывает практика, он был сделан поспешно и нехорошо проработан. Мы видим неудовлетворительные результаты.

— Не считаете ли вы, что стоит повременить с созданием законопроекта о продаже жилых помещений в Абхазии иностранным гражданам?

— Я рассматриваю этот вопрос как один из составляющих компонентов рыночной экономики. Тут главное – защитный механизм. Надо решить, чтобы продажа жилья не была связана с выдачей абхазского гражданства. Если не разжигать вокруг этого страсти, а подойти с конструктивной стороны, то ничего плохого не будет. Я хочу сказать, что не я эту тему затеял. Этот вопрос стоит давно. Вообще, принятие подавляющего большинства законов, тем более каких-то реформ, всегда чревато тем, что будет много сопротивляющихся. Поэтому многие руководители стараются ничего не менять, тихо отсиживаться на своих местах, решая не столь важные проблемы. Если бояться, то не надо идти во власть.
— Какая позиция партии «Единая Абхазия» по поводу проведения референдума?

— Мы не высказывались по поводу референдума, потому что выступать против него нецелесообразно. Это конституционное право людей. Они хотят его осуществить впервые в нашей истории. Сам президент сказал, что он будет поддерживать конституционное право людей на референдум. Вообще, я считаю, что, если бы мы проработали недорогой и эффективный механизм проведения референдумов, то могли бы в нашем маленьком обществе часто проводить их, как это, например, делают в Швейцарии. Там по каждому поводу устраивают референдумы. Например, если нужно спилить дерево, то на этой улице проводят референдум, чтобы узнать мнение людей. У нас есть множество вопросов по НДС, по продаже жилья, создания ИКЦ, ОГВ и так далее. Почему бы не проводить референдумы, чтобы узнать мнение жителей страны. Сегодня это для нас дорого, потому что не отработан механизм.
— Интересно ваше мнение по поводу строительства дороги, связывающую Северный Кавказ, Карачаево-Черкессию и Абхазию.

— Я поддерживаю этот проект, потому что любые коммуникации — путь к развитию региона. Если такая дорога будет, то появится выход к Чёрному морю, что даст развитие портов, появится аэропорт. Это всё подтолкнёт нас к экономическому развитию. Существуют абсурдные теории о том, что с той стороны в Абхазию может проникнуть терроризм. Но, как показывает практика, сегодня терроризм появляется там, где раньше это казалось невозможным. Кстати, к нам он в первую очередь может проникнуть через Грузию.
— Во всех цивилизованных странах антикоррупционный закон содержит обязательное декларирование доходов госчиновников. В нашем законе, насколько я знаю, этого нет. Как можно это изменить?

— Конечно такой закон нужно вводить. Но трудно будет проконтролировать доходы. У нас ведь такие зарплаты, на которые нельзя прожить. И каждый ссылается на то, что ему помогают родственники. Но к этому надо стремиться.                                                                                                                                                            Новости Абхазии