Открывая совещание, Президент РА Рауль Хаджимба подчеркнул: «Вопросы сохранения храма долгое время решаются, но до логического завершения не доведены».
Рауль Хаджимба обозначил проблему: «Древний храм находится в плачевном состоянии и ситуация требует скорейшего вмешательства. Понимаю, что там проводились археологические работы, но все осталось в незавершенном виде. При этом, после произведенных раскопок состояние храма ухудшается, фундамент фактически оголен, и если в ближайшее время мы не примем меры по выработке проектно-сметной документации и проведению работ по сохранению храма, то этот памятник будет потерян».
Со своей стороны, заместитель министра культуры и охраны историко-культурного наследия Батал Кобахия проинформировал о положении дел: «5 лет назад закончились дренажные работы, потом там велись археологические раскопки. Вообще само понятие археология – это разрушение. Для того, чтобы что-то изучить, надо покопаться, поразрушать. Но любые изыскания предусматривают конкретные сроки, и после этого объект надо приводить в порядок».
При этом Президент РА задал конкретные вопросы о ситуации по восстановительным работам в храме:
«Проектно-сметная документация была?»
«Нет», – ответил Кобахия.
«Деньги были выделены?» – спросил Хаджимба.
«Нет», – снова ответил замминистра.
Президент РА резюмировал: «Несогласованность действий, внутренняя наша борьба привели к тому, что сейчас мы находимся на стадии потери этого храма. Давайте сегодня определимся, что надо сделать, чтобы памятник сохранить, какие нужны проектно-сметные документы, объемы финансирования. Это – не памятник одного поколения, он должен передаваться следующим поколениям и сохраниться, как наша история!»
О том, что предстоит сделать и уже предпринято для продолжения реставрационных работ храма, рассказал директор заповедника «Анакопия» Алхас Аргун: «Дело в том, что в 1882 году монахи Ново-Афонского монастыря собственными усилиями восстановили храм. И то, что мы сегодня имеем, это памятник уже 19 века. Поэтому ставить вопрос о том, чтобы переделывать его в храм 9 века, не правильно. Большая часть работ имеет отношение, скорее, к ремонту, чем к реставрации. Сам проект мы решили разделить на 2 этапа. Во-первых, укрепительные работы, вертикальная планировка внутри помещения, заполнение дверных и оконных проемов, подведение инженерных коммуникаций. И на втором этапе необходимо будет очищать стены, искать фрески, думать, как эти фрески укреплять, какой должна быть алтарная часть». По его словам, сейчас формируется техническое задание, после этого будет проведен небольшой конкурс и определен проектировщик. На это, по приказу Минкульта, отведены сроки до 5 мая. Все проектно-сметные работы, по мнению Аргун, должны быть завершены в течение 3 месяцев.
Президент РА Рауль Хаджимба подчеркнул по поводу сохранения исторических памятников: «Каждый объект уникален. И вот так просто оставлять его на произвол судьбы непозволительно. Иначе, через какое-то время начнутся необратимые процессы. Да, археологические работы нужно проводить, но параллельно с ними должны прорабатываться вопросы сохранения памятников». И далее: «Любые начатые археологические раскопки должны последовательно переходить к работам по сохранению исторического памятника. Эта взаимосвязь должна быть!»
В итоге, Президент поручил к 5 мая представить техническое задание. «Далее будем определяться с выработкой проектно-сметной документации и вопросам поиска подрядчика», – сказал он. При этом Хаджимба подчеркнул, что финансироваться работы будут за счет бюджетных средств.