Год назад в Абхазии сменилась власть. В годовщину тех дней депутат Народного Собрания — Парламента Республики Абхазия Даур Аршба прокомментировал события мая 2014.
«Довольно много уже сказано о тех событиях. И никто из известных политиков при этом не сказал, что в Абхазии произошел государственный переворот. Напротив, говорили о том, что имела место смена власти, которая произошла с соблюдением законных процедур и законодательства РА. Могу сослаться и на Олега Дамения, Станислава Лакоба, министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. Негативной оценки не было ни у кого, за исключением, конечно, деятелей политической партии «Амцахара», которые осудили действия мая 2014 года.

Хочу напомнить, к тому моменту в стране был глубочайший кризис: политический, экономический, социальный. Не работал принцип разделения ветвей власти на законодательную, судебную и исполнительную. Глава государства сосредоточил в своих руках, фактически узурпировал, всю власть, таким образом, нарушив Конституцию РА.

Детонатором событий стала паспортизация восточных районов Абхазии, где преимущественно проживает грузинское население, принявшее гражданство Грузии. Во-первых, паспортизация проводилась с нарушением законодательства. Во-вторых, предоставляя гражданство РА гражданам Грузии, власть способствовала распространению ее юрисдикции на территории Абхазии. Парламент, в этой связи, принял два постановления, которые требовали аннулирования незаконной выдачи паспортов. Однако решения Парламента были проигнорированы Президентом.

Все это, вкупе с удручающим экономическим и социальным состоянием страны, способствовало тому, что общественность взяла на себя инициативу решения проблем. Народ прибег к использованию такого мощного традиционного инструмента народовластия, как многодневный народный сход. В результате, Парламент принял постановление о недоверии премьер-министру и обращение к Президенту Анкваб о добровольном сложении полномочий. В свою очередь, Александр Анкваб, не найдя ответа на вопросы, поставленные сходом, отказался выйти к народу и сбежал на территорию иностранной военной базы. Впоследствии, видимо, осознав, что после бегства назад дороги нет, сам написал заявление об отставке. Да, решение об отставке было принято под давлением общественности, но это не был переворот.

После отставки Анкваб, оппозиция не стала захватывать кресла, министерства, распределять должности, как обычно бывает после переворотов. Далее события развивались в соответствии с законодательством нашей страны.

Парламент, в соответствии с Конституцией страны, передал власть спикеру, он стал исполняющим обязанности Президента. Фактически сохранился весь Кабинет Министров, за исключением премьера. Временно исполняющим обязанности премьер-министра стал вице-премьер из этого же состава правительства. Также в соответствии с законодательством, решением Парламента были назначены выборы Президента РА, которые и определили законного главу государства.

Хочу напомнить, что представители нынешней оппозиции, утверждающие, что был совершен переворот, сами участвовали в выборах Президента РА и поздравили победителя. Поэтому считаю, что разговоры о перевороте не имеют под собой достаточно серьезной почвы. Ставя под сомнение правомочность требований народного схода, мы также ставим под сомнение исторические решения сходов 1978г., 1989г. и других массовых политических акций, благодаря которым наш народ смог реализовать законное право на политическое самоопределение.