07.11.2015 21:42

В этот день 37 лет назад дикторы Абхазского телевидения Леонид Хишба и Кама Джопуа впервые вышли в эфир с выпуском новостей на абхазском языке. О становлении Абхазского телевидения, основных этапах его развития и планах на будущее рассказал в интервью Sputnik директор по техническому обеспечению АГТРК Леонид Агрба.

В 37-ой день рождения Абхазского телевидения один из первых работников Абхазского телевидения, директор по техническому обеспечению АГТРК Леонид Агрба рассказал Sputnik о том, кто придумал слово "амшеикушара", о телемосте "Лыхны-Токио" и подготовке к чемпионату мира ConIFA по футболу — 2016. Беседовала Астанда Ардзинба.

— За 37 лет Абхазское телевидение прошло большой путь в своем развитии. Расскажите о том, как все начиналось, как проходило становление Абхазского телевидения.

— Предпосылкой создания Абхазского телевидения (АТ) стали политические события в республике в 1977-1978 годах. Его открытия фактически добились в результате народных волнений, когда абхазское население в очередной раз выступило против попрания прав народа и ограничения его национальной свободы и самостоятельности со стороны руководства Грузии. Нам выделили необходимую технику и оборудование, и 6 ноября 1978 года состоялся первый эфир Абхазского телевидения. С этого дня началось становление Абхазского телевидения.

Первой программой на АТ стал выпуск новостей "Амшеикушара". Кстати, само слово придумал наш сотрудник Рауль Ласурия, а позже оно вошло в лексикон всех жителей страны. Практически с первых дней была создана первая студия звукозаписи, многие музыканты и творческие коллективы, которые сегодня широко известны в республике, впервые записывались именно в нашей студии. У нас была передвижная телевизионная станция (ПТС), с помощью которой мы снимали, например, парады. Работали в записи. Первый прямой эфир — это был телемост Лыхны-Токио, когда японские специалисты, изучавшие феномен абхазского долголетия общались с нашим лыхненским старцем. В то время техническая служба и вся производственная база была филиалом тбилисского радиоцентра, а творческая часть Абхазского телевидения была в структуре Госкомитета по телевидению и радиовещанию Абхазской АССР, которую возглавлял незабвенный Шамиль Пилия.

Коротко говоря, телевидение было совсем новым явлением для Абхазии. Коллектив был дружным и сплоченным, нас было в общей сложности около 80 человек. Все понимали, что мы делаем важную для страны работу, и мы на высоком уровне выполняли стоявшие перед нами задачи.

— Какие этапы в развитии Абхазского телевидения вы бы особенно отметили?  

— Безусловно, экстремальным периодом работы Абхазского телевидения стали 1992-1993 годы. В первый день войны сотрудники телевидения были эвакуированы в Гудауту. За считанные дни практически в чистом поле мы наладили телевизионное вещание на Гудауту и прилегающие районы. Также с первых дней войны стала работать радиостанция "Голос Абхазии", которая вещала из Гудауты на всю Абхазию, в том числе на восточные районы республики, находившиеся в  блокаде, на Северный Кавказ, Южную и Центральную Россию, Турцию, Ближний Восток. На тот период гудаутское радио входило в пятерку самых цитируемых радиостанций в мире.

Кроме того, к моменту начала войны у нас уже были налажены партнерские отношения со многими телеканалами мира. Наши видео- и фотоматериалы транслировали в Москве, Нью-Йорке, Лондоне. К нам также приезжали западные репортеры. Наши сотрудники весь год без выходных работали и находились на своем боевом посту. Я считаю, что мы достойно преодолели испытание войной. Лучшая похвала – это признание Шеварднадзе в том, что Грузия проиграла информационную войну.

Однако мы не прошли войну без потерь, многие наши сотрудники погибли, среди них Анзор Кварчелия, Джамбул Джопуа, Валерий Ажиба, Лаврентий Брандзия, Автандил Гварамия, Аслан Камкия. И после войны мы потеряли некоторых своих сотрудников, которые не смогли перенести тяжести войны. Память о них всегда будет жива, мы надеемся быть достойными ее.

После войны мы переехали в здание бывшего санатория Закавказского военного округа, где располагаемся по сей день. Наши студии и кабинеты у Дома правительства сгорели в пожаре во время войны, благо техника не пострадала, и мы могли ее еще использовать. После войны мы провели переоснащение Абхазского телевидения, построили новые студии и произвели переход на цифровой формат, что стало совершенно новым словом в истории АТ.

— Как вы оцениваете сегодняшнее состояние канала?

— То, что вы видите на экране, это то, что мы можем. Нам необходимо переформатирование, переход на более современный уровень. Мы вещаем в формате 4:3, а весь мир уже перешел на формат 16:9. Формат качества у нас сейчас средний, мы должны переходить уже на более качественный HD или Full HD. Для этого нужно переоснащение всей технической базы, которая у нас есть. Мы закупили недавно новые камеры, но этого очень мало. Нам необходимо перевооружаться. Наша ПТС также уже устарела, хотя мы до сих пор с ее помощью организуем прямые эфиры с любых уголков республики. Наши корреспонденты с любой точки  Сухума могут выйти на экран в прямом эфире. Мы постепенно переходим на этот формат. Сейчас у мобильных телефонов хорошее разрешение камер, мы с их помощью можем передавать картинку в эфир.

Абхазия маленькая страна, все про все знают, но мы должны опережать слухи. Мы должны реальное положение дел передавать быстрее сарафанного радио. Это очень сложно в Абхазии, но мы к этому готовы.

— Какие еще задачи на сегодняшний день ставит перед собой руководство АГТРК?

— Мы ставим задачу создать ток-шоу в таком формате, когда в студии задействованы до 20 человек. Сейчас у нас ограничено количество гостей до пяти-шести человек. Мы уже и мебель закупили, в скором времени это удастся реализовать. В настоящее время мы активно готовимся к чемпионату мира по футболу ConIFA, который пройдет в Абхазии с 28 мая по 6 июня. Идут переговоры с их медиа-партнером, пока я не могу озвучить конкретные результаты, однако мы готовимся на уровне осветить эти пять дней чемпионата. После войны такой широкой аудитории у Абхазского телевидения еще не было, к этому знаменательному событию мы должны быть во всеоружии.

— Хватит ли у канала возможностей и ресурсов на качественное освещение чемпионата?

— Нам нужно некоторую технику докупить. Например, у нас до сих пор нет возможности показывать в эфире повтор острых моментов, что принято при освещении спортивных мероприятий. Но такая функция в прямом эфире у нас появится обязательно. Не могу сказать, будет ли доступна телевизионная трансляция на экранах, установленных на стадионе, так как сейчас оба табло не работают. Этим вопросом также занимаются.

— Следует ли зрителям ждать новинок в работе национального телевидения в ближайшем будущем?  

— Безусловно. В скором времени мы объявим конкурс новых программ 2016 года. Сейчас как раз идет согласование планов на будущий год. Проекты новых теле- и радиопередач будет рассматривать Совет директоров компании, который определит их качество, актуальность, оригинальность и так далее. Критериев немало, все они расписаны в условиях конкурса. Новые программы будут. Но и сейчас на АТ каждый день идут прямые эфиры, ведущие беседуют с гостями, обсуждают злободневные темы. Весь спектр политических сил на экране представлен, мы открыты. Мы собираемся развивать свои интернет ресурсы, в том числе расширят возможности нашего сайта, способствовать популярности наших страниц в социальных сетях.

— В структуре АГТРК, помимо телевидения, есть и радио, какие перспективы развития есть у Абхазского радио?

— Радио появилось намного раньше телевидения, еще в 1930-ых годах. Оно всегда было популярно у населения Абхазии. В настоящее время, к сожалению, значение радио в нашей стране немного принижено. У Абхазского радио сегодня нет студии звукозаписи, которая была до войны в старом здании компании, располагавшемся на площади Свободы в правом крыле сгоревшего Совмина. Таким образом, сейчас мы не можем записывать здесь различных исполнителей. Создание современной звукозаписывающей студии – одна из первоочередных задач руководства компании, мы также стремимся к круглосуточному вещанию на своей волне.

— Сегодня Абхазское телевидение вещает на всей территории республики?

— Да, Абхазское телевидение, как и радио, доступно во всех районах Абхазии. Остаются еще некоторые теневые места, если человек живет за горой, к примеру, телевизионный сигнал попросту может не доходить. Однако наши специалисты всегда готовы выехать на место и помочь каждому наладить сигнал насколько это возможно. Более того, наше телевидение могут смотреть в любом уголке земного шара посредством интернет связи. На сайте компании в прямом эфире идет вещание телепередач.

— Что вы можете сказать о кадрах? Есть ли перспективные профессиональные журналисты, технические работники, достаточно ли их?

— Вы всех видите на экране. У нас преимущественно молодой коллектив, многие корреспонденты пришли на телевидение, окончив журфак АГУ. Мы уделяем большое внимание повышению квалификации работников, наши сотрудники, в частности, ездят на стажировку на российские каналы, или же к нам приезжают тренеры. На АТ по сей день работают те, кто начинал здесь еще в 1978 году, это люди, испытанные войной, видевшие многое, профессионалы своего дела. В Абхазии есть люди с большим опытом, которые знают, что такое телевидение, как оно работает, знают внутреннюю кухню. Дефицита кадров нет, наши ведущие “смотрибельны”, популярны. Единственное, хотелось бы, чтобы больше мужчин приходило в эту профессию, сейчас коллектив в основном женский.

— Вы работаете в компании со дня ее основания…

— Да, с первого дня, работал во время войны. После нее через полгода я уехал в Москву на год, но задержался на 20 лет, позже еще переезжал. В конечном итоге, вернулся на родину около года назад.

— В чем преимущество работы на АГТРК?

— Телевидение — это особая каста. Люди приходят сюда и заболевают профессией. Здесь мы в центре событий, здесь всегда интересные люди. Это наркотик, на который ты подсаживаешься, потом на другой работе просто будет неинтересно. Работа на телевидении – это еще популярность, народное признание, народная любовь.

— Если б вам пришлось формулировать девиз компании, каким бы он был?

— Скорее всего, он звучал бы так "Вперед, да без остановки".

— Каким вы видите будущее компании?

— Оно должно быть высокотехнологичным. Мы должны информировать страну обо всех происходящих событиях. Создание частных студий. За этим я вижу будущее Абхазского телевидения. Кроме того, хотелось бы, чтобы здание телевидения, как и было до войны, расположено было в центре города, хотим быть ближе к людям, к событиям.

— Что бы вы пожелали работникам АГТРК в этот знаменательный день?

— Желаю им благополучия в семье, чтобы дети росли на радость, и творческого энтузиазма, который удивил бы, в хорошем смысле, наше население.

Источник:apsny.ru