Альберт Тополян: жизнь, прожитая просто, как это свойственно истинным героям.

Познакомился я с Альбертом Гаспаровичем за несколько лет до войны. Тогда в рамках «Айдгылара» (Единство) объединялись люди, которые понимали о том, что достижение свободы и независимости путь долгий. И победит в этой схватке тот, к кому примкнет большинство населения Абхазии. Мы победили, ибо нас поддержали все остальные этнические группы: русские, армяне, греки. Их привлекала справедливость наших притязаний на свободу. Но не буду про былое единство, которого ныне и в помине нет. И, наверное, это нормально. Хочу сегодня только о нем. На одном из мероприятий в Лыхнах, связанное с национально- освободительным движением, нас пригласили пообедать жители села. Он сидел рядом. Незнакомое лицо, обаятельный, открытый взгляд, легкая со скромнецой улыбка на лице.

Интеллигентный, доброжелательный. Сухумчанин, сразу поставил я диагноз. Тогда, в тиши абхазского дворика, за столом накрытого под сенью могучего дерева, тихо завязался диалог, который все эти годы спонтанно возникали при встречах, при весьма различных обстоятельствах: трагических, исторических, случайных. С тех пор я всегда ощущаю его присутствие, точнее важность и необходимость его присутствия. На всех этапах нашего нелегкого пути, в котором мы часто соприкасались.

Альберт Тополян примкнул к национально-освободительному движению абхазов в тот период, когда мало кто верил в наш успех. Даже многие абхазы,считали наш путь губительным и опасным, наблюдая за происходящими событиями издалека. Он верил. Спокойно и уверенно войдя в круг людей, которые хотели перемен. Позитив, исходящий от него, поражал своими необъятными границами. Даже в период войны, несмотря на то, что он знал о трагической гибели его матери, несмотря на то, что на его плечи полной мерой легла ответственность за судьбу страны. И он принял этот вызов, не страшась ответственности, со свойственной только ему мужеством, решительностью и изяществом. Без пафосных речей, без надрыва, он добился формирования армянского батальона. И он убедил представителей своего народа о важности и необходимости создания армянского фронта на Гумистинской линии обороны, а после тяжелых неудач мартовского наступления, еще раз продемонстрировав свою ориентированность на справедливость, встал у истоков формирования второго армянского батальона. Абхазские армяне воевали в составе различных групп, батальонов. Но создание, в наиболее тяжелый момент в период Отечественной войны в Абхазии, именно армянского батальона, имело большое моральное значение для нас всех.

Сегодня Алберту Гаспаровичу исполнилось 80 лет. Ему присвоено высокое воинское звание – Герой Абхазии. Через 20 лет после Победы. За заслуги в национально-освободительном движении, за успех в Победе. За личный и весомый вклад. За неповторимость личного вклада. За жизнь, прожитую просто, как это свойственно истинным героям. Очень долгое время казалось, что Альберт Гаспарович был в небытии. Но это не так. Мало кто в Абхазии, кто хоть как-то знает о войне, о борьбе за независимость, не помнил имени Тополяна, Альберта.

Я рад, что сегодня его чествовали в Музее боевой славы им. Владислава Ардзныба, чьим политическим соратником он был на протяжении многих лет. Его речь это синтез мудрости, честности, скромности, трезвости мышления, приверженности вечным ценностям, гражданского мужества, любви своего народа, армянского, и глубокой, безмерной привязанности к абхазскому народу и судьбе страны, в которой его семья живет в течение нескольких поколений. И море любви и уважения ко всем, кто в зале, ко всем, кто живет в стране, которая для него есть Родина, со всеми вытекающими отсюда привилегиями: любить, страдать, радоваться, защищать, принимать ответственность, не тогда когда уже, а еще до того как еще, я бы сказал: задолго до этого.

Молодой, красивый, подтянутый, подвижный, с невероятной харизмой и верой в завтрашний день. Таким встретил свое 80-летие национальный герой Абхазии Альберт Тополян.

Батал Кобахия, ветеран войны, Герой Абхазии.