О появлении на территории Абхазии марокканской саранчи, причинах и последствиях корреспонденту Апсныпресс рассказал директор Института экологии АНА Роман Дбар.

саранча  По информации эколога, марокканская саранча уже встречается отдельными особями на нашей западной границе и перемещается в сопредельные территории, но ее появление в Абхазии у ученых тревогу не вызывает.

«Сколь либо большой угрозы марокканская саранча для Абхазии не представляет. Во-первых, это ресурс для многих птиц и насекомоядных животных и как только она здесь появится, то станет активно потребляться многими животными, с другой стороны, для нее это не характерная климатическая зона, слишком влажная, кроме того, у нас значительная часть территории лесистая, а марокканская саранча – насекомое аридных зон и открытых, степных ландшафтов. Даже если она здесь будет присутствовать в каком-то количестве, существенной опасности нам представлять не будет», – считает Дбар. В тоже время он отметил, что если вести речь о сельхозугодиях, где существует риск повреждения сельскохозяйственных культур, возможно, там будет оправдана локальная химическая обработка, а вот крупномасштабные обработки территории против этого вредителя в наших условиях нет необходимости планировать.

О перемещении марокканской саранчи на российской стороне абхазские экологи узнают через своих коллег. «Наши контакты с коллегами из России дают нам представление о том, что происходит и какими темпами перемещается марокканская саранча с российской стороны», – отметил Дбар.

Он также подчеркнул, что марокканская саранча — насекомое открытых ландшафтов, и показательно то, что она движется в узкой прибрежной полосе, не распространяясь широко вверх, практически не встречаясь в лесной зоне. «Это тоже является очень важным показателем того, что она не может широко распространиться и использует только открытые участки для распространения. С учетом того, как она ведет себя на российской части, где основные ее скопления наблюдаются на отрезке от Лазаревского до Туапсе, то есть, в наиболее сухих участках, можно говорить о том, что вряд ли для нас она будет в какой-то степени значима, как вредитель», – считает Дбар.

Ученый отметил, что массовое появление в Западном Закавказье этого вида саранчи, регистрируется впервые. Причину же в этом ученые видят в глобальных изменениях климата.

«Многие виды, нехарактерные для отдельных регионов, оказываются за пределами своего обычного ареала обитания. И в данном случае основная причина расширения марокканской саранчи связана с изменением климата и очень теплой зимой и появлением других климатических факторов, которые дали ей возможность появиться в совершенно нехарактерной для нее части Кавказа», – сказал Дбар. Тем не менее, по мнению эколога, данная вспышка и ее продвижение на юг носят временный характер.

«Это эпизодическая вещь и вряд ли она станет обычной для нас. Скорее всего, этот факт является проявлением так называемых популяционных волн, когда происходит вспышка численности, и вид активно расселяется, пытаясь занять новые границы за пределами существующих ареалов. Но обычно популяционные волны, пульсирующие явления через какое-то время также возвращаются к своим естественным границам. Думаю, тоже самое произойдет и с марокканской саранчой, которая очень жестко привязана к ландшафтам особого типа – это засушливые аридные зоны открытых, степных ландшафтов», – объяснил эколог.

В Абхазии уже обитает один вид саранчи – «египетская кобылка». Этот вид встречается единичными особями и серьезной опасности для природы и сельхозугодий эта саранча не представляет. Массовых вспышек египетская кобылка не дает.