лоооВ последнее время от имени партии «Амцахара» появляются различные записки и обращения (22 февраля, 9 марта 2016), в которых делается попытка оправдать задним числом  незаконную массовую паспортизацию граждан Грузии в восточной Абхазии. Одним из авторов этих документов является недавно примкнувший к партии ветеранов войны, член ее политсовета А. Джергения. Сегодня он полемизирует с самим собой образца 2013-2014 гг., когда занимал вполне адекватную позицию по незаконным районным комиссиям, критиковал власти за то, что гражданам Грузии предоставляют гражданство Абхазии и что изменение этнодемографической ситуации в стране в пользу грузинского населения приведет к краху проекта абхазской государственности…

Достаточно почитать его статьи того периода, чтобы составить полное впечатление о взглядах этого человека и юриста. В моем недавнем интервью «Кто и зачем подставляет ветеранов войны?» (Эхо Кавказа, 29 февраля 2016 г.) приведено немало его высказываний. Сравнивая свои же высказывания с тем, что он вещает сегодня, ему, видимо, становится не по себе, особенно, когда это читают и делают свои выводы другие. Поэтому очень удобно отделаться фразой, что полемика якобы носит «личностный характер», а вот он, видите ли, «по-государственному» обсуждает этот вопрос, так как причисляет себя к «реалистам».

Что же говорит сегодня наш государственник? Так, например, он сообщает, что закон о гражданстве Республики Абхазия 2005 года допускает «два гражданства, в том числе, гражданства Грузии и Абхазии» (?!) Об этом впервые заявила партия «Амцахара».

Я, конечно, не юрист, но, если посмотреть ст. 6 Закона о гражданстве, то там сказано, что гражданин Республики Абхазия «вправе приобрести только гражданство Российской Федерации».

Если «Амцахара» или наш юрист, не знаю кто точно, потому что они своими именами не подписываются, допускают двойное гражданство Грузии и Абхазии, то возникают вопросы. Как они себе это представляют? Ведь мы все еще в состоянии войны с Грузией, на Женевских встречах никак не подпишут документ о невозобновлении военных действий между Грузией и Абхазией, а Грузия приняла закон, по которому вся Абхазия (а не только Гальский район) является оккупированной территорией… Грузия для нас иностранное государство или нет? А жители Абхазии с грузинскими паспортами, кто они? Если наши граждане, тогда Абхазия — это Грузия? Знаю лично многих амцахаровцев, и никогда не поверю, что они согласны со всем этим. За что же воевали, чтобы нас по чьей-то прихоти снова воткнули в Грузию?

Далее юрист пишет вообще смешные вещи, приписывая мне менторский тон, противоречивые и поверхностные оценки. А вот, что назидательно говорит он сам: «Политико-правовой анализ — не беллетристика, он предполагает точное указание нормативных актов и соответствующих статей». Все правильно. Возвращаясь к закону о гражданстве, он ссылается на ст. 7, в которой якобы говорится, что «наличие двух и более гражданств не запрещено». Но ничего подобного в законе 2005 года нет. Скорее всего, это из закона 1995 года, который давно уже не действует. Будьте точнее и внимательнее, уважаемый Анри Михайлович!

Если бы все осталось как было при прежней власти в вопросе паспортизации в восточной Абхазии, то на сегодняшний день у нас там было бы не менее 50 тысяч граждан иностранного и далеко не дружественного нам государства с абхазскими паспортами. Вам это о чем-нибудь говорит, учитывая численность собственно абхазского населения? Посмотрите, что творится и какие миграционные процессы захлестнули мир. Беженцы с Ближнего Востока в развитых странах ЕС составили всего 1% от всего населения, а сколько тревог и проблем?

А что происходит в нашей стране? У нас проценты совсем другие, а до «гражданского общества», о котором так много говорят, нам надо еще дожить. Когда-то все это хорошо понимал А. Джергения, отмечая, что реализация плана по «возвращению беженцев в Абхазию приведет вновь к этой же ситуации, что в 1992-93 гг.», а «изменение демографической ситуации Абхазии в пользу грузин сделает невозможным сохранение независимого абхазского государства» (Нужная газета, 27 мая 2013). Там же он буквально повторяет некоторые тезисы моего выступления в парламенте 13 мая 2013 года. «У каждого государства есть свои первостепенной важности приоритетные проблемы. Для нас, со времен махаджирства, это вопросы демографии и национального языка.

И если наше государство не сможет правильно, с учетом интересов абхазского народа решить эти проблемы, нам придется расстаться с идеей создания независимого Абхазского государства. Поспешность, с которой нынешняя власть пытается решить, порой с нарушением законов вопросы, связанные с предоставлением гражданства и паспортизацией может перечеркнуть все то, за что боролся наш народ практически весь 20 век. Удивляет, что это не могут понять некоторые наши воины, герои вооруженной борьбы за суверенитет государства. А вот в Тбилиси это хорошо понимают и помнят».

Найдите и почитайте эту крайне любопытную публикацию трехлетней давности, и вы удивитесь произошедшей метаморфозе. Тогда этот юрист, опираясь на Конституцию и закон о гражданстве 2005 года, отмечал, что возвращающиеся из Грузии беженцы «не могут иметь двойного гражданства Абхазии и Грузии независимо от того, когда они вернулись в Абхазию и сколько времени они здесь проживали» (Нужная газета, 27 мая 2013). Сейчас, ссылаясь на все тот же закон 2005 года, он считает возможным иметь «два гражданства, Грузии и Абхазии». (Абхазавто, 9 марта 2016). Когда же Вы были правы и искренни, уважаемый юрист?

Все эти псевдоправовые выкрутасы не выдерживают элементарной критики и иначе как «крючкотворством», которое вводит общество в заблуждение, их назвать нельзя.
Следует обратить внимание и на такой тезис, который, как мантра, повторяется не один раз. «Сохранение ныне существующего положения может реально привести к фактическому объединению Зугдидского и Гальского районов».

Это, мягко говоря, некорректное и провокационное по своей сути заявление. Ведь между этими районами проходит государственная, а не административная граница. Вы что, уже мыслите категориями территориальной целостности соседнего государства Грузия? А как быть с признанием Республики Абхазия независимым государством со стороны России и других стран, с признанием ее государственных границ, в том числе по реке Ингур, где по договору совместно несут охрану российские и абхазские пограничники, служат наши таможенники?…

Проблемы здесь могут возникнуть лишь в случае осложнения международной обстановки, геополитического соперничества великих держав, и если вдруг маятник качнется в сторону Грузии, то можете не сомневаться, в Тбилиси будут реально претендовать не только на Гальский район, а на всю Абхазию, которую и сейчас считают своей частью.

На мой взгляд дорогой юрист способен еще больше запутать эту непростую проблему. Требование же, чтобы я решил этот вопрос, кажется странным. Решить его могут только государственные структуры, представители законодательной и исполнительной власти, к которым никакого отношения не имею, равно как и к различным партиям, организациям и т.д. То, что я предлагал в свое время, относится к 2009 году. Например, здесь необходим комплексный и дифференцированный подход. Гальцы, не имеющие грузинского гражданства, а такие есть, получают абхазские паспорта и гражданство, как и все жители Абхазии. Граждане Грузии признаются иностранными гражданами, как это верно прописано в недавно принятом законе, и им предоставляется вид на жительство в соответствии с международной практикой. Что такое вид на жительство? В ст. 3 Закона о гражданстве читаем: «Вид на жительство — документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Республике Абхазия, а также их права на свободный выезд из Республики Абхазия и въезд в Республику Абхазия».

Если граждане Грузии будут и гражданами Абхазии в этом регионе, тогда могут возникнуть определенные проблемы. А вот в случае, если они будут иностранными гражданами с видом на жительство, многие угрозы будут сняты, так как они не смогут решать судьбу Абхазии. Очень многие из них фактически живут и работают за Ингуром: получают там пенсии, зарплаты, пособия для беженцев, медицинское страхование… Их дети учатся либо в Грузии, либо на Западе, весь мир для них открыт, в отличие от нас. Говорить же, как это делают некоторые наши сограждане, что они чуть ли не в «резервации», просто кощунство. Они стали иностранцами и выбрали свой путь.

Перефразируя известную тифлисскую поговорку, так и хочется спросить у нашего юриста: «Где Кура, а где твой дом?».